О природе детских тревожностей и страхов

Ребенок боится начинать новое занятие, или боится новых коллективов, или тревожность вызывают какие-то люди, события, запахи, звуки и т. д.

Как успокоить ребенка, можно ли что-то сделать родителям, сопровождающим?

Прежде всего, давайте разберем, что же такое страх и тревожность. Тревожность, это сигнал не сильный, не настойчивый, но явный и предупреждающий, на который стоит обратить внимание.

Страх – это очень важный механизм эволюции, одно из базовых охранительных и предупредительных чувств. Страх предупреждает нас об опасности, которую мы, даже полностью не осознав, уже можем почувствовать и предугадать. К нему надо относиться внимательно и не игнорировать его. Если страх есть, он о чем-то нам говорит, предупреждает, сигналит. Главным механизмом преодоления страха (и тревожности и том числе) является – осознание. Надо понять, в чем тут суть дела, какая проблема или опасность есть, и как можно разумно и безопасно ее преодолеть.

 

Иными словами, 1 шаг к преодолению страха, это: «Понять в чём тут дело», разобраться, проанализировать, найти корень проблемы. (Важно. Для полного и серьезного анализа необходимо обратиться к специалисту, самостоятельно без необходимых знаний трудно понять источник страха. Источник может быть плотно укрыт самозащитными механизмами психики. Или этих источников может быть несколько. Или корни страха могут лежать глубоко, например, в раннем детстве, или еще глубже – храниться в генной памяти и т.д.) Но то, что вы можете сделать самостоятельно или вместе с ребенком, это определить «точку страха» (чего именно и при каких обстоятельствах боится ребенок).

Например, поговорить, спросить, попросить рассказать: Чего боится? Когда боится? Когда это особенно страшно, а когда боится, но понимает, что сейчас это не опасно, хотя все еще страшно? Если ребенок не может проговорить словами, что именно его тревожит, можно попросить его нарисовать, то что вызывает чувство беспокойства или страха. Обращаю внимание родителей, что любые проявления панических состояний при одном только упоминании или материализации (рисовании, лепке) тревожащего предмета – это повод обратиться к психологу.

2 шаг – понять, что можно и надо делать или говорить, или какой настрой себе давать, чтобы преодолеть свой страх, когда попадаешь в «точку страха». Заучить действия как стишок. (Это будет инструкция, которая спасет «на механике»: на выученных отработанных подсказках).

3 шаг – сломать свой страх. Это достигается практикой, упражнениями. Надо сначала контролируемо войти в ситуацию, вызывающую тревожность или страх и потом используя «стишок» пройти путем благополучного преодоления страха. (Очень важно. Разумный подход к практике. Если у ребенка есть чувство страха, например, к диким или опасным животным, то преодоление страха, будет заключаться в рассматривании картинок, атласов, разбору их жизни и повадок в природе, т.е. к теоретическому изучению «проблемы»).

Важно соизмерять силы и возможности ребенка, и силу и потенциальную опасность проблемы, с которой вы работаете. Иногда спокойного разумного разъяснения взрослого бывает достаточно. Важно так же помнить, что лучшим учителем является «сила примера». Покажите ребенку, что проблему можно преодолеть.

Например, ребенок боится музыкального инструмента, вы тоже никогда музыке не учили, сядьте вместе с ним, и изучите предмет вдвоем. Покажите примером, что нет ничего страшного или сложного в музыкальном инструменте и нотах. В заключение подчеркну, что это общие рекомендации, которые надо воспринимать именно как «общие». В каждом конкретном случае надо учитывать индивидуальные особенности.

Лучше, если вы проконсультируетесь со специалистом по вашему вопросу. Согласитесь, ведь причиной тревожности или страха может быть не только психологическая, а, например, и физиологическая причина и т.д.

Получить подарок!