Трудотерапия в воспитании ребенка

автор: Ефремова Антонина Александровна

Труд – основа человеческой жизни. Для того чтобы создавать материальные, интеллектуальные, духовные ценности, человеку приходится прикладывать усилия, трудиться. Трудовая деятельность развивает интеллект, положительно влияет на формирование активной личности, улучшает навыки социализации.

Чтобы физически и психологически подготовить маленького человека к труду, важно с малых лет заниматься его трудовым воспитанием, которое должно быть направлено в первую очередь на образование умения и желания трудиться. Трудотерапия также используется как метод работы с агрессией и другими неадекватными моделями детского поведения.

 

Виды труда, доступные для дошкольника

Самообслуживание

В семье или детском саду малыши приучаются заботиться о себе:

  • Самостоятельно есть, умываться, одеваться-раздеваться.
  • Убирать игрушки, книги, постель.
  • Ухаживать за волосами, одеждой, обувью.
  • Готовиться к занятиям рисованием, чтением и письмом, а затем убирать вещи на место.

Кроме необходимых в жизни навыков самообслуживания, малыши развивают такие ценные качества, как самостоятельность, умение преодолевать препятствия, уверенность в себе. Дети начинают меньше зависеть от взрослых, к тому же у них формируется привычка к опрятности.

Хозяйственно-бытовой труд

Малыши осваивают необходимые в повседневной жизни навыки:

  • Учатся поддерживать чистоту в доме.
  • Помогают взрослым накрывать на стол и мыть посуду.
  • Подметают дорожки.
  • Моют игрушки, стирают кукольные вещи.

Хозяйственно-бытовая деятельность ребенка направлена на оказание помощи родителям или детскому коллективу, поэтому она очень важна для воспитания заботливого отношения к другим людям. Малыши учатся сами следить за чистотой, а заметив беспорядок – самостоятельно устранять его. Они становятся более активными, инициативными, самостоятельными, настойчивыми в достижении своей цели.

Ручной труд

Под руководством взрослых дети:

  • Мастерят поделки из бумаги, картона, различного природного материала (желудей, шишек, фруктовых косточек, крупы).
  • Шьют игрушки из обрезков ткани.
  • Лепят фигурки из пластилина или глины.

Малыши осваивают полезные навыки работы с простейшими инструментами и техническими приспособлениями, знакомятся со свойствами материалов, обучаются правильно оценивать свои возможности, а также доводить дело до конца.

Ручной труд развивает мелкую моторику рук, усидчивость, фантазию, конструктивные и творческие способности, влияет на нравственное воспитание ребенка. Ведь поделки можно дарить родителям, родственникам, друзьям – тем самым малыш учится трудиться ради того, чтобы доставить радость своим близким.

Труд в природе

Дети старшего дошкольного возраста увлеченно помогают взрослым:

  • Ухаживают за домашними животными или комнатными растениями.
  • Сажают цветы и деревья возле дома или во дворе детского сада.
  • Мастерят кормушки и кормят птиц.
  • Собирают фрукты и овощи на даче или приусадебном участке.
  • Поливают грядки.
  • Красят деревья.

Этот вид труда играет важную роль в трудовом, нравственном, интеллектуальном, физическом воспитании. Он знакомит ребят с началами экологии, учит их любить родную природу. Малыши становятся более любознательными, наблюдательными, выносливыми, сильными. Наблюдая за ростом растений в ожидании урожая, они воспитывают в себе терпение и умение дождаться результатов своей деятельности. Они также учатся быть ответственными, бережно обращаться с живыми существами и дарить радость другим людям, угощая их собственноручно собранными ягодами или преподнося выращенные ими цветы.

Данные виды труда имеют различное значение при воспитании детей разных возрастных групп. Например, самообслуживание выходит на первый план при обучении трудовым навыкам самых маленьких деток, а ребятишки постарше охотно работают в команде во дворе или на участке, учась помогать друг другу, объединять усилия для достижения общего результата и распределять обязанности.

 

В каком возрасте нужно приучать ребенка к труду?

Некоторые родители отмахиваются от помощи малышей или предпочитают самостоятельно одеть ребенка перед детским садом – ведь сделать что-то самому быстрее и проще. Однако психологи и педагоги сходятся во мнении: начинать приучать детей к трудовой деятельности нужно не позднее 2-3 лет, когда в них просыпается жажда самостоятельности и желание помогать взрослым. В таком случае малыши легче привыкнут поддерживать порядок и научатся любить труд, что поможет им во время учебы в школе и в дальнейшей жизни.

Можно ли наказывать трудом?

Уборка или работа на даче не должны быть наказанием за провинности! Ведь труд нужно любить, а любовь «из-под палки» невозможна. Наоборот, можно наказать ребенка, лишив его радости трудиться вместе с родителями или детским коллективом.

Должен ли оплачиваться детский труд?

Многие родители считают, что раз они получают заработную плату за работу, дети тоже заслуживают денежного вознаграждения. Психологи не рекомендуют использовать деньги для поощрения сына или дочери (внука или внучки) за труд, поскольку существует риск, что ребенок в дальнейшем откажется помогать «за просто так». Лучше вознаградить малыша походом в кино или другим его любимым занятием, подчеркнув, что вы вместе хорошо поработали и можете отлично отдохнуть.

5 советов, как приучить ребенка к труду

  1. Воспитывайте детей собственным примером.
  2. Поручайте им интересные и посильные задания.
  3. Учите малышей уважать чужой труд, рассказывайте о его значимости и важности.
  4. Занимайтесь приучением сына или дочери к уходу за собой или наведению порядка систематически, а не от случая к случаю.
  5. Позаботьтесь, чтобы инвентарь был удобным для малыша и привлекал его внимание ярким цветом или интересной конструкцией.

Правильное трудовое воспитание помогает ребенку вырасти активным и целеустремленным. Труд подготавливает малыша к жизни, мотивирует на достижение результата в учебе и трудовой деятельности.

 

Получить подарок!